О необходимости разработки системных долгосрочных мер поддержки регионального бизнеса
После выборов 17 – 19 сентября 2021 года постановлением Курской областной Думы от 7 октября 2021 года № 8-VII ОД был образован постоянный комитет по предпринимательству, инновационной политике и цифровому развитию. Председателем постоянного комитета был утверждён Анпилов Александр Николаевич, заместителем председателя - Гулиев Дмитрий Курмадович.
Подводя итоги деятельности комитета в IV квартале 2021 года Александр Анпилов рассказал:
- Законотворческая деятельность комитета совместно со структурными подразделениями областной администрации, представителями регионального бизнес-сообщества, была направлена на формирование и совершенствование региональной правовой базы в сфере развитии малого и среднего предпринимательства, повышение инновационной активности бизнеса и цифрового развития региона.
Взаимодействуя с Комитетом Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, комитет провёл мониторинг федеральных законопроектов:
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроектом предлагается внесение в нормы, предусматривающие право Уполномоченного и региональных уполномоченных на беспрепятственное посещение мест временного содержания и исполнения наказания в виде лишения свободы в целях защиты предпринимателей);
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (законопроектом уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов);
«О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (проектом закона предусматриваются ограничения розничных торговых наценок на продовольственные товары первой необходимости).
В прошедшем периоде проведено три заседания комитета, на которых рассмотрены региональные законопроекты: «О внесении изменений в Закон Курской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»; «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», «О внесении изменений в Закон Курской области «О налоге на имущество организаций»; «О внесении изменения в часть 2 статьи 2 Закона Курской области «Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций на территории Курской области»; «О внесении изменения в пункт 3 статьи 2 Закона Курской области «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области».
- В условиях сохраняющейся эпидемиологической обстановки снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства становится особенно актуальным. Скажите, Александр Николаевич, какая работа ведётся по изменению существующего регионального законодательства в этом направлении?
- В декабре члены комитета рассмотрели проект областного закона «О внесении изменения в статью 13 Закона Курской области «Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков».
Принятие данного закона позволит предпринимателям, осуществляющим деятельность в пострадавших отраслях экономики, воспользоваться пониженными налоговыми ставками по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения и тем самым снизить налоговую нагрузку на сумму около 76 млн. рублей. Законопроектом предлагается действие льгот распространить на весь налоговый период 2021 года.
Надо сказать, что в прошедшем году трижды вносились изменения в Закон Курской области от 04.05.2010г. № 35-ЗКО «Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков».
Первое изменение (11 февраля 2021 года) - позволило снизить налоговые ставки по упрощённой системе налогообложения для предприятий общественного питания Курской области в связи с введением ограничений по режиму работы этих предприятий. Налоговая ставка была установлена в размере: 5% для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы; 12,5% для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Второе изменение (25 марта 2021 года) - для социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями грантов Президента Российской Федерации. Данная инициатива затронула более 30 некоммерческих организаций, реализующих социальные проекты, и смогла существенно помочь в их дальнейшей деятельности.
Третье изменение (25 мая 2021 года) – направлено на поддержку предпринимателей, которые зарегистрированы и платят налог в Курской области, но ведут бизнес за её пределами.
Следует отметить, что в связи с принятием решения о нерабочих днях в октябре – ноябре 2021 года Курская область выделила на поддержку бизнеса 160 миллионов рублей.
Так, предприниматели пострадавших отраслей получили льготы по упрощённой системе налогообложения, транспортному, имущественному налогам. В результате, нагрузка на бизнес снизилась почти на 92 млн. рублей. В центре «Мой бизнес» более 200 предпринимателей воспользовались льготными финансовыми продуктами. Из областного бюджета было выделено 60 млн. рублей на докапитализацию фонда микрофинансирования. Эти средства пошли на антикризисные займы под 1,5%. Кроме того, 31 млн. рублей субсидий выдано производственному бизнесу, почти 5,5 млн. рублей в виде грантов впервые получили социальные предприятия региона, курские предприниматели с помощью гарантийного фонда получили более 800 млн. рублей.
В Курской области в дополнение к региональным мерам поддержки вводились и федеральные. Например, из федерального бюджета бизнесмены смогли получить льготные кредиты для того, чтобы сохранить численность своих работников. Максимальный размер кредита - один МРОТ на одного сотрудника, который им выплатили с 15 ноября по 31 декабря 2021 года. Благодаря чему была покрыта половина выпадающей выручки.
- В декабре 2021 года в Курской областной Думе прошёл Дискуссионный форум на тему: «Малый и средний бизнес Курской области: актуальные вопросы и пути их решения». Александр Николаевич, расскажите какова цель проведения данного мероприятия?
Участники форума акцентировали внимание на законодательной поддержке бизнеса на федеральном и региональном уровне, а также на мерах поддержки субъектов предпринимательства в условиях распространения коронавирусной инфекции и введения ограничительных мер.
В этой связи, депутатами комитета на основе предложений предпринимателей разработано обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой о введении на федеральном уровне следующих мер поддержки бизнеса:
продлить налоговые отсрочки на 2022 год и включить в число их получателей муниципальные предприятия;
расширить перечень отраслей российской экономики, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции (постановление Правительства РФ от 03.04.2020г. № 434) следующими видами экономической деятельности:
«Торговля розничная в неспециализированных магазинах» (ОКВЭД 47.1.);
«Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах» (ОКВЭД 47.71.);
«Торговля розничная обувью и изделиями из кожи в специализированных магазинах» (ОКВЭД 47.72.);
«Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках» (ОКВЭД 47.8.);
«Производство резиновых смесей и изделий из них; производство вулканизированной резины в виде нити, корда, пластин, листов, полос, прутков и профилей» (ОКВЭД 22.19.2.);
«Производство искусственного графита, коллоидного или полуколлоидного графита, продуктов на основе графита или прочих форм углерода в виде полуфабрикатов» (ОКВЭД 23.99.4.).
разработать федеральный закон по поддержке семейных предпринимателей, законодательно закрепить понятия «семейный бизнес», «семейный патент»;
внести изменения в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» (в части расширения перечня ОКВЭД для производственных компаний). Снизить ставку налога до 6% на прибыль, реинвестируемой в приобретение основных средств;
Учитывая мнение участников дискуссии, депутаты комитета просили Губернатора Курской области дать поручение соответствующим структурным подразделениям областной администрации рассмотреть и включить в программу региональных мер поддержки МСП следующие предложения:
предусмотреть в региональном законодательстве уменьшение налога по УСН для социальных предприятий, инвестирующих прибыль в развитие социальных предприятий;
увеличить в 2022 году финансирование областного конкурса инновационных проектов «Инновация и изобретение года» (номинации «Инновационная идея», «Инновационный проект», «Инновационный продукт») с 670 тысяч рублей не менее, чем вдвое;
разработать и реализовать комплекс мер государственной поддержки для малых предприятий в сфере медицины, физкультурно-оздоровительной деятельности, самозанятых граждан, включая меры финансовой поддержки;
создать особую экономическую зону для IT компаний в Курской области с особым налоговым режимом, субсидированием и грантами;
рассмотреть вопрос участия детских лагерей с частной и муниципальной долей собственности в государственных программах Курской области по капитальному ремонту лагерей, а также участие в программе «Народный бюджет».
Главное, на чём акцентировали внимание участники Дискуссионного форума – это необходимость перехода к системным долгосрочным мерам федеральной и региональной поддержки бизнеса.
- Александр Николаевич, что нужно сделать дополнительно для поддержки предпринимателей в 2022 году?
- Прежде всего, рассмотреть возможность расширения комплекса мер антикризисной поддержки бизнеса.
Например, продлить в 2022 году налоговые льготы для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, оказавшихся в условиях кризиса, продолжить предоставления субсидий на выплату заработной платы в размере МРОТ и программу льготных кредитов на возобновление деятельности, закрепить в федеральном законодательстве правовой статус самозанятых.
Кроме этого, разработать методику получения аналитической информации о состоянии бизнеса в регионе для принятия своевременных управленческих решений. Разработать региональную «дорожную карту» развития бизнеса.
Необходимо также продолжить совершенствовать систему государственной поддержки бизнеса, увеличить его удельный вес в валовом региональном продукте области, вести адресную работу с инвесторами, совершенствовать государственно-частное партнёрство, развивать социальное предпринимательство.
Нужно сделать все, чтобы помочь предпринимателям, не дать закрыться предприятиям, сохранить рабочие места.